Во время окончания царской власти в Древнем Риме, когда образовывалась Республика, последний выгнанный царь стремился вернуть свой римский трон силой. Так как сам он был этрусского происхождения (более древняя цивилизация, севернее Рима), то он обратился за помощью к царю этрусков по имени Порсена. Естественно, что тот согласился - они и так часто воевали. Дай только повод прижучить молодой дерзкий народ - римлян.

Довольно успешно осадив Рим, этруски посмеивались, мол: "Римский народ в пору рабства, находясь под властью царей, ни в одну войну и ни одним врагом не был осаждён. А теперь, освободившись, заперт теми самыми этрусками, войска которых часто разбивал". Перспективному римскому государству на тот момент было около 250 лет от основания города.

Молодой и знатный римский юноша Гай Муций Сцевола не мог пережить такого позора. Римский народ также тяжело переживал эти времена осады и начинающегося голода из-за нехватки хлеба, который чрезвычайно поднялся в цене. Необходимо было что-то делать. Риму был нужен герой, что прославится на веки вечные.

Объяснив сенату свои мотивы и получив одобрение, Муций спрятал меч под одежду и отправился в стан врага. Прибыв туда он обнаружил большое скопление людей перед трибуналом царя - происходила раздача жалованья войнам.

На трибуне находились двое - царь Порсена и его секретарь. По одной легенде одеты они были практически одинаково, по другой - секретарь был одет гораздо богаче царя. Боясь спросить у кого-либо кто вообще из них тут кто и глупо попасться, наш герой слепо доверился судьбе и грохнул того, к кому за жалованьем подходили войны. То есть секретаря.

--

Если хочется отомстить/прославиться/что-либо сделать и при этом не попасть в просак, то стоит хотя бы немного подготовиться - и как минимум знать врага в лицо. Потому что иначе придётся нести самые прямые последствия своей слабой подготовки на своих же руках.

Муций, к примеру, после этого случая получил прозвище Сцевола - Левша. Трагизм ситуации заключался в том, что когда его схватили и привели к царю - он, в наказание самого себя за оплошность, при всех держал правую руку над жертвенным огнём, словно ничего не чувствуя, пока не сжёг всю руку.

Гай Муций Сцевола (Левша) в наказание себя держит правую руку над жертвенным огнём
Гай Муций Сцевола (Левша) в наказание себя держит правую руку над жертвенным огнём

Хорошая метафора нашего внутреннего беспощадного судьи, который иной раз способен испепелить дотла человека изнутри за то, за что другого бы простил. Даже до прямого нанесения физического вреда самому себе, если нет никого рядом кто бы мог остановить. Кстати, римского юношу от полного самовыпиливания остановил тот самый человек, за чьей головой он и пришёл. 

Муция отпустили. Для римлян он стал героем.

С другой стороны, если вам есть что терять, хотя бы даже материального, или как царю Порсене - свою жизнь, то, возможно, стоит быть немного похожим на него и особо не светиться.