Специфика строительства мест принудительного заключения
Во многих современных популярных сериалах и фильмах, детективных и не только, часто, помимо прочего, демонстрируются места тюремного заключения. Для достижения художественной выразительности или придания фильму определенной атмосферы, данные места часто сильно приукрашены.

Обычно меня эта тема не особо интересовала, но на прошлой неделе, просматривая сериал Ганнибал, я наткнулась на очередной из таких моментов – герой сидит на кровати (единственная мебель в камере) тусклый свет, черные кирпичные стены, ржавые решетки и прочее. «Не верю!» - сказал бы Станиславский, «Вы переигрываете!» - воскликнул бы Харламов, «Такой тюрьмы, нет, пожалуй, и в России!» - добавила бы я.
В сериале дело происходит в Америке, и хоть временной период не упоминается, по присутствующей в сериале технике можно предположить, что действия происходят в современности, или достаточно близки к ней – выход сериала 2013-2015 годы.

В моей работе зооархитектора мне часто приходится сталкиваться с нормами содержания животных, а также не понаслышке известно, что для людей данные требования куда обширнее и строже. Потому мне особенно бросилось в глаза что такое содержание человека определенно не является species-appropriate (соответствующим виду). Несмотря на то, что я не люблю сравнения зоопарков с тюрьмами, нельзя не согласиться, что некоторые технические и функциональные особенности в них очень схожи. Для многих видов животных в зоопарках особое место уделяется планированию систем безопасности для предотвращения побегов, нанесения физических повреждений себе и другим «особям», планированию организации будней (кормление, медицинские процедуры, активность в плане борьбы со скукой и психического здоровья), безопасности и удобства обслуживающего персонала, противопожарной безопасности. И чем опаснее или развитей животное, тем сложнее становится это планирование, а интеллектуальные способности человека, намного превосходят прочие биологические виды. (Здесь я не хочу никого принизить сравнением человека с животным, а лишь упоминаю тот факт, что человек – биологическое существо, со всеми присущими ему свойствами).

В общем мне стало интересно как архитекторы планируют подобные объекты и на что они должны при этом обращать особое внимание. Учитывая специфику и возможную «секретность» проектов, я без особой надежды на успех начала мое исследование данной темы в открытых источниках, и мне все же удалось найти пару интересных проектов.
Для начала я нагуглила одно из новых строительств данного типа в России, первое что предлагает гугл – следственный изолятор г. Санкт-Петербурга – Кресты-2, открытый в конце 2017 года. Кресты-2 — самый крупный СИЗО в Европе, рассчитанный на 4 000 подследственных.

«Архитектурный облик и внутреннюю планировку изолятора в 2007 году разработало ОАО «СПИИ». По словам руководителей стройки, визуальное решение забора согласовано с архитектурным обликом Колпина, так что жители города не должны испытывать недовольств. (ну и заплитковать в лучших традициях современного российского строительства – прим. ТС)

Два главных корпуса с камерами построены в виде крестов. Это одна из наиболее удобных форм для слежения за заключенными. В середине креста на каждом этаже находится охранный пункт, надсмотрщик может обозревать все 4 коридора одновременно, на пульте выводится съемка с камер слежения.

В проекте учтен главный тренд российской пенитенциарной системы — гуманизация: площадь камеры на трех человек — около 30 кв. метров, с двумя большими окнами, вполне себе среднестатистическая квартира-студия с одним лишь исключением — покидать ее нельзя. Из камеры разрешено выходить только на прогулки, купание, плановые осмотры, тренинги. Есть двух- и трехместные камеры, а для нарушителей внутреннего режима — одноместные в отдельном корпусе. В соответствии с европейскими нормами, на каждого полагается по 7 кв. м площади.

Кресты-2 станет первым в России изолятором, где помещение туалета огородят стенами. Психологический комфорт учитывают и при покраске стен, рекомендуемые тона — нежный фисташковый, беж, светло-салатовый. Избегают голубого: этот цвет может скомпрометировать жителей камеры в глазах других заключенных»
Источник: Репортаж The Village 2012
Раз уж зашел разговор о европейских нормах, стоит взглянуть как выглядят современные тюремные учреждения там. Потому как мне кажется, вышеупомянутые «евронормы» подразумевают не только квадратные метры площади и отделение туалета стеной, а кое-что еще… Думаю, каждому попадались в интернете «завидные» комнаты норвежских тюрем, а также, относящиеся к ним, общественные пространства и спортзалы, которые, уж будем честны, зачастую выглядят куда лучше, чем большинство наших студенческих общежитий и университетских спортзалов. Так что я направила свой поиск на местные, т.е. немецкие, относительно недавно возведенные места заключения. Первое что привлекло мое внимание, была, конечно, архитектура. Функциональное назначение объекта часто выдает лишь высокий забор по периметру и решетки на окнах. Без них здания вполне можно принять за новый учебный корпус или клинику.

Одним из современнейших в Европе можно назвать исправительное учреждение Хайдеринг недалеко от Берлина, построенный в 2010-2012 годах, архитекторы Hohensinn Architektur.

Концепция проекта основана на нескольких идеях и соображениях: компактность строительства, кратчайшие пути между частями и минимальная длина внешних стен, в то же время гуманные и безопасные условия труда и проживания, создание различных площадок для фаз отдыха и занятий спортом, которые позволяют сделать смену времен года ощутимой для заключенных.


Одной из ключевых задач содержания заключенных в Европе является так называемая ресоциализация. Исполнение приговора тюремного заключения не должно калечить человека на всю оставшуюся жизнь, а давать ему возможность встать на позитивный путь и по истечению срока заключения интегрироваться обратно в общество. Этому способствуют различные, предлагаемые в учреждении курсы и тренинги: анти-насильственный треннинг, треннинг против зависимостей, треннинг социальных компетенций или компьютерные курсы, чтобы люди, выпавшие из общества до появления электронных резюме, вернувшись в общество не сразу же опустили руки и вновь пошли по кривой дорожке. Всячески поощряется получение рабочей специальности, для этого в учреждении оборудованы мастерские и заключенным предоставлена возможность работать.

Для последователей католической, протестантской и мусульманской религий оборудованы места и проводятся службы с посещением представителей церкви, помимо этого есть общее место для проведения мероприятий, которое может использоваться последователями прочих религий.

Одной из проблем проектирования в такой узкоспециализированной сфере, является очень малое количество технической литературы. Архитекторам приходится как-бы протаптывать себе тропинку, опираясь на опыт пользователей или на свой опыт и свои ошибки. Те самые европейские нормы, на которые так любят ссылаться российские проектировщики или СМИ, часто покрывают лишь небольшую часть проекта и разнятся от области к области. Комитет по правам человека в своем отчете обозначил требования к одноместной камере – 7 м2, при этом расстояние между двумя стенами должно быть не менее 2 м, а между стенами и потолком 2,5 м, для двухместной камеры минимальная площадь составляет около 9 м2. Но даже тут есть некая граница толерантности, к примеру одноместные камеры 6 м2 комитет признал маленькими, но допустимыми.
При новом строительстве минимальные нормы площади стараются все же соблюдать. Так исправительное учреждение в Хюнфельде (2005 год открытия) имеет одноместные камеры с площадью 10,5 м2. При этом санузел с туалетом и небольшой раковиной отделен бетонной стеной от жилой площади.

Единственным требованием к внутреннему дизайну камер является его соответствие жилому помещению. Подразумевается в данном случае то, что вид помещения должен содействовать созданию атмосферы способствующей социализации. Из соображений комфорта здесь необходимы кровать, шкаф, стол и стул. Желательно наличие окна со шторами или ставнями и возможность притушить свет. Заключенный должен иметь возможность оборудовать комнату на свой вкус, не нарушая при этом требований безопасности учреждения, а также имеет право на наличие телевизора в камере. В некоторых тюрьмах земли Гессен, холодильник является частью меблировки по умолчанию, в других его приобретение допускается.
Из соображений экономии места рекомендуется использовать двухярусные кровать в двухместных камерах, при условии, что расстоянии между верхней и нижней достаточно, чтобы спящий внизу не чувствовал себя стеснённым. Из принципа способствования социализации вытекает так же необходимость полного (не ширмой) отделения санитарного узла от жилой комнаты, а также наличие вентиляции в нем.

Как уже было сказано, нормы покрывают лишь малую часть данного проектирвания, по большей части это и не нормы, а только рекомендации, основанные на собранном ранее опыте и общих правилах строительства.
В общем, эта тема показалась мне достаточно интересной и неоднозначной. И, хоть я и придерживаюсь мнения, что любой человек достоен жить в человеческих условиях, мне кажется, что криминальные наклонности людей надо предупреждать, а не исправлять, давая им второй шанс. А пока в стране в школах вот такие туалеты не стоит удивляться тому, что тюрьмы полны.
P.S. На Пикабу полно людей разных профессий и проживающих в Уганде… разных уголках планеты, было бы интересно узнать о подобном опыте проектирования и сопутствующих стандартах безопасности.
В процессе поисков наткнулась (или умная лента?) на пост @GinIce, o еще одном новострое в России, в первой половине поста описываются некоторые технические моменты.
Пара документальный фильмов для моих немецкоговорящих читателей: «Самая опасная тюрьма в Германии / в России» о содержании особо опасных заключенных в тюремных колониях строго режима города Аахен и Вологодском пятаке.
Комментарии