Полина Кривых о психологах в сериалах
Полина Кривых, психофизиолог, лектор и ментор Школы лекторов фонда "Эволюция" об ошибочном представлении психологов в различных сериалах.
Благодарим за предоставленное помещение библиотеку "Научка".
Оператор: Александр Захарченко.
Дизайн: Роман Трубицын.
Стенограмма: Анастасия Макаренко.

Привет, меня зовут Полина, и сегодня мы поговорим о том, что же не так делают психологи в разных сериалах.
В первую очередь, мне кажется, что эту тему очень важно обсуждать, потому что из-за того, что психологи в сериалах ведут себя как-то не так, у нас создаётся неправильное впечатление об их работе. В отличие от медицинских сериалов, [после просмотра которых] мы не пытаемся повторить то, что мы видим, например, в том же самом «Докторе Хаусе» или «Клинике», когда мы смотрим какие-то сериалы про психологов, у нас возникает ощущение, что мы можем сделать вот точно так же, и это огромное заблуждение.
Начнём с самого банального. Если мы вспомним, как в принципе психологи обычно представлены в фильмах, то это или исторические личности, то есть фильмы про Фрейда, фильмы про Юнга, фильмы про других каких-то конкретных психологов, или же психологи выступают в роли такого deus ex machina, вспомогательного двигателя сюжета. Поход к психологу или просто наличие психолога позволяет вывалить на зрителя огромное количество дополнительной информации про героев, совершенно не думая о том, как это встроить в сюжет, вы просто вводите героя-психолога.
Ну и, наконец, третий вариант самый далёкий от истины, который формирует большую часть мифов. Очень часто в фильмах или сериалах психологи представлены как такие супергерои, которые умеют читать мысли, считывать человека, понимать, кто когда врёт, кто когда не врёт, и огромное количество других условно магических вещей, которые мы не умеем делать на самом деле.
Поэтому давайте разбираться, какие в принципе бывают психологи, чем они отличаются друг от друга и что конкретно не так делают в сериалах. Самое важное с чем нужно разобраться в первую очередь – это отличие психолога, психиатра и психотерапевта.
Начнём с психиатра. Психиатр – это врач. Он получает медицинское образование, и поэтому он имеет право выписывать таблетки. Психотерапевт и психолог получают психологическое образование, и они могут выписывать таблетки, только если получат какое-то дополнительное медицинское образование.
Дальше кто с кем работает. Психиатр чаще всего работает со случаями патологий, то есть когда у человека есть какой-то определённый диагноз, какое-то психическое расстройство, и психиатр пытается ему помочь излечиться. Психотерапевт может работать как с нормой, так и с патологией. И возвращаясь к психологу, психолог – это более широкое понятие, чем психотерапевт. Психологи делятся на условно разные типы, в зависимости от специализации. Психологи могут быть: нейропсихологи, патопсихологи, те же самые психотерапевты, психофизиологи, социальные психологи, спортивные психологи... Это всё разные типы психологов, в зависимости от специализации, и психотерапевт – один из многих, вопрос в том, что он занимается непосредственно психотерапией. Довольно часто можно встретить, что психотерапевты в своём самоназвании подчёркивают, в каком терапевтическом подходе они работают. На примере трёх самых известных подходов: гештальт-психотерапевт работает в гештальт-подходе, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт работает в рамках и используя методы когнитивно-бихевиоральной, или когнитивно-поведенческой, психотерапии, ну и старые добрые психоаналитики работают в подходе психоанализа.
Прежде, чем говорить о том, какие ошибки совершают психологи в сериалах, отдельно хочется подчеркнуть, совершенно замечательно, что другие герои этих фильмов и сериалов приходят к психологам и психотерапевтам на приём. Они готовы к тому, что в сложной жизненной ситуации им могут оказать нужную поддержку, в том числе профессиональную поддержку. И вот теперь пойдём по конкретным сериальчикам.
Начнём с сериала «Шерлок». Там, неожиданно, да, есть несколько сцен, когда и Шерлок, и Ватсон приходят на персональную психотерапию. В частности, вот к вопросу о том, что герои сериалов молодцы, что приходят на психотерапию, тот же самый Шерлок, его очень сложно представить в кабинете психотерапевта. Это абсолютно не сочетается с тем образом персонажа, который у нас есть. Но при этом Шерлок понимает, что в конкретной ситуации, обойдёмся без спойлеров, ему нужна профессиональная поддержка. И он за ней приходит.

В принципе, в сериале «Шерлок» показано не так много непосредственно сеансов психотерапии, чтобы в принципе говорить о каких-либо ошибках или их отсутствии. Но очень интересно, что, во-первых, показано как работает система. То есть, когда Ватсон возвращается после войны с посттравматическим стрессовым расстройством, его направляют к психотерапевту, чтобы он как-то это проработал. То есть, это в рамках государственной программы.

Самое важное, что подчёркивается в сериале «Шерлок», это история про нормальность похода к психотерапевту. То есть отсутствие стигматизации. Стигматизация – это ситуация, когда что-то не очень известное и понятное вызывает у нас какой-то страх и отторжение. Например, во многих обществах существует стигматизация психических расстройств, то есть мы их боимся, мы их не понимаем. И точно так же, вот, например, в России, довольно сильно стигматизирован сам факт похода к психотерапевту. И в этом плане сериал «Шерлок» как раз подчёркивает, что это абсолютно нормально даже для тех героев, которые, казалось бы, никогда не должны были бы в нашей картине мира вообще на такое пойти.
Следующий сериал, о котором я хочу поговорить, это сериал «Ганнибал». Самое важное, что в этом сериале показана продолжительность терапии, то есть у нас есть не один какой-то конкретный сеанс, не одна встреча с психотерапевтом, а их много, и они последовательны. Если человек действительно хочет проработать какой-то свой вопрос, он должен понимать, что чаще всего это займёт несколько сессий, а не так, что все проблемы решатся сразу за одну сессию. И в сериале это очень хорошо показано, потому что главный герой Уилл, он ходит на терапию буквально в каждой серии, и получается такая протяжённость.

Также, что интересно, Ганнибал, который как раз психотерапевт, он терапевтирует не только Уилла, но мы ещё видим, что у него есть какие-то другие постоянные клиенты.

Также интересно, что Ганнибал ходит на супервизию. Психотерапевты тоже люди, у них могут быть какие-то свои проблемы, свои нерешённые вопросы, и они должны научиться как-то не переносить их на своих клиентов для того, чтобы эффективно решать проблемы клиентов. Поэтому психотерапевты время от времени ходят на супервизию к другим психотерапевтам, то есть ходят на психотерапевтические сеансы к другому специалисту для того, чтобы разобраться с какими-то своими проблемами и вопросами и после этого быть готовыми уже как-то работать снова со своими клиентами и пациентами.

И ещё один очень интересный момент: в одной из серий Ганнибал обращается за консультацией к фМРТ-специалисту. Он хочет поставить Уиллу довольно конкретный диагноз и понимает, что для полноты клинической картины ему нужно получить снимок фМРТ, поэтому он обращается к ещё одному специалисту, отправляет Уилла на фМРТ и смотрит на результаты. На самом деле в обычной жизни так и происходит: если у нас есть психофизиологи, если у нас есть какие-то методы визуализации мозга, и они дополняют клиническую картину, нет никакого смысла от них отказываться.

Следующий сериал, о котором я хочу поговорить, это «Теория большого взрыва». Понятное дело, что сериал очень большой, поэтому я хочу сосредоточиться на одной очень конкретной сцене, которая на YouTube называется «Как работает настоящий психотерапевт». Там вот эта каноническая сцена, когда мама Леонарда, пока она поднимается по лестнице, якобы терапевтирует Пенни.

Главная ошибка и абсолютно неэтичная вещь, которую совершает мама Леонарда – она начинает терапию без запроса. Пенни не просит её провести с ней терапевтический сеанс, у неё нет какой-то конкретной задачи, какого-то конкретного вопроса, который она хочет решить. И вот эта абсолютно банальнейшая и избитая фразочка, которую произносит мама Леонарда «хочешь поговорить об этом», это ни в коем случае не уточнение запроса, это просто комичное клише, которое авторы вставили в сериал. В нормальной жизни правильная ситуация, когда человек приходит к психотерапевту, у него есть какой-то запрос, какой-то вопрос, который он хочет обсудить и решить. Причём это может быть чётко сформулированный вопрос («я хочу обсудить конкретную ситуацию, конкретную проблему»), или же это может быть общий запрос («мне нужна профессиональная поддержка, поэтому я и пришёл к психотерапевту»), и дальше психотерапевт поможет каким-то образом это сформулировать.
Вторая ошибка, второй неэтичный момент, которую совершает мама Леонарда – она рассказывает Пенни про Леонарда какие-то личные подробности, а потом она рассказывает Леонарду какие-то личные подробности про Пенни, которые она узнала, пока они шли по лестнице. Это абсолютно неэтично. Дело в том, что хороший психотерапевт никогда никому не расскажет подробности жизни своего клиента. Единственным исключением может служить супервизия, когда психотерапевт приходит к другому психотерапевту, но опять же, это другой психотерапевт, который не будет рассказывать ничего из того, что он услышал на сессии.
Ещё одна ошибка, которую совершает мама Леонарда – это полное несоблюдение структуры сессии. Стандартная психотерапевтическая сессия длится примерно 40 минут – час. Понятное дело, что бывают исключения, в зависимости от разных подходов и конкретных случаев, но это такое вот среднестатистическое время. Нормальную психотерапевтическую сессию провести за пять минут, пока ты идёшь по лестнице, просто невозможно. Потому что у любой психотерапевтической сессии, опять же, есть определённая структура. Особенно если это первая сессия, как в случае Пенни и мамы Леонарда. Сначала происходит какой-то контакт, после этого идёт непосредственно сама сессия, у которой, опять же, может быть разная структура какая-то внутренняя в зависимости от подхода, в котором работает психотерапевт. И в конце обязательно есть какое-то завершение сессии, какой-то выход из сессии, чтобы у клиента не было ощущения, что «вот, наше время кончилось, всё, до свидания», и его выставляют из кабинета. Нужно как-то плавно к этому подвести и, возможно, обсудить, что будет на следующей сессии. Вот помните, что мы обсуждали, что чаще всего это несколько последовательных сессий. Вот это всё важно проговорить. И, соответственно, мама Леонарда ведёт себя абсолютно ужасно. Мало того, что она начала терапию без запроса, на самом деле не понимая, с чем конкретно она работает. Она не установила сеттинг, она довела Пенни до слёз и после этого она никак не дала Пенни выйти вообще из этой абсолютно ненормальной такой квази-терапии. Она просто хлопнула дверью и оставила Пенни в слезах, в абсолютно разобранном состоянии. Терапия так не заканчивается. Хотя у меня язык не поворачивается назвать это терапией.
И такая вишенка на торте: мама Леонарда очень часто использует какие-то термины. И это нормально. Да, конечно, представитель любой профессии использует какие-то термины для того, чтобы лучше описать ситуацию, которую он видит. Но при этом в ситуации общения с клиентом, если ты используешь какой-то термин, важно проговорить, а что он вообще означает, потому что клиент совершенно не обязан иметь психологическое образование и понимать, о чём ты тут говоришь. Поэтому когда мама Леонарда постоянно использует какие-то термины, создаётся ощущение, что она просто давит Пенни каким-то вот таким интеллектуальным авторитетом. И это тоже абсолютно некорректная ситуация для установления сеттинга психотерапевт-клиент. Хотя, о чём мы говорим, если вся «терапия» была так себе.
По поводу нашего отечественного продукта – сериал «Психологини». У меня есть много комментариев, которые хотелось бы сказать, но давайте я остановлюсь на самых основных. В этом сериале мы, опять же, видим ситуацию, когда главная героиня просто сыплет терминами одним за другим, не особо пытаясь их пояснять или поясняя их, но делая это настолько просто и топорно, что смысл просто выхолащивается и суть абсолютно теряется. Более того, сюжет крутится вокруг трёх подруг, и такое ощущение, что они постоянно сидят на кухне и пьют винишко.

И, неожиданность, это не психотерапевтическая сессия. Более того, ни в коем случае нельзя психотерапевтировать друзей и родственников, и иногда даже друзей друзей. Именно за счёт того, что, ну представьте, вы встречаетесь с человеком и понимаете, что вы психотерапевтировали его девушку или парня. Очень неловкая ситуация получается, когда вы знаете о его второй половинке больше, чем он сам, возможно. Именно поэтому профессиональный терапевт не возьмёт на терапию ни друзей, ни родственников, ни, в некоторых случаях, друзей друзей. В то время, как вот психологини, абсолютно не задумываясь, пытаются как-то очень топорненько терапевтировать друг друга. Более того, сериал начинается с кейса, в котором одна из девушек, которая работает как психотерапевт, соблазняет своего клиента. Ну, думаю, вы сами догадались, насколько это неэтично и непрофессионально. Если бы об этом действительно кто-то узнал, её надо увольнять.

Мы с вами поговорили о сериалах, и понятное дело, что охватить все сериалы было бы слишком занудно, но мне отдельно хочется отметить, что огромное количество разных психологов в сериалах просто не представлены. И в фильмах тоже не представлены. Есть психофизиологи, которые пытаются изучать соотношение мозга и психических процессов. Но с ними не так интересно снимать детективные или приключенческие сериалы. Есть нейропсихологи, которые занимаются очень многим и, в том числе, постинсультной реабилитацией. Про них тоже не особо интересно снимать фильмы или сериалы. Есть ещё огромное количество психологов, которые работают и то, что они делают – это очень важно. И, конечно, нельзя забывать про всех тех психологов, которые непосредственно двигают науку, занимаются наукой, ставят эксперименты. Ну серьёзно, кто про это снимет фильм? К сожалению, пока никто. А все эти психологи существуют, и они тоже очень-очень классные. Главное, они совершают ошибки гораздо реже, чем психологи в сериалах.
Комментарии