Как Йода не стал обезьяной


Съемки картины начались 5 марта 1979 года. Вначале киноделы направились в Норвегию, которая исполнила роль ледяной планеты Хот. Там съемочная группа снова угодила в бурю, как и на съемках “Новой надежды”, — только в этот раз не песчаную, а снежную. После завершения натурных съемок киношники перебазировались в Англию на павильоны студии Elstree. Там было построено свыше шестидесяти декораций — почти в два раза больше, чем потребовалось для первой части.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

В продолжение вернулись все основные актеры из оригинального фильма. Лукасу даже удалось уговорить Алека Гиннесса на камео. Не секрет, что еще во время съемок «Звёздных войн» актер был не в восторге от роли Оби-Вана Кеноби и в письмах друзьям называл кино не иначе как «сказочным мусором». После выхода фильма ситуация усугубилась — несмотря на то, что актер был номинирован на “Оскар”. Гиннесса очень раздражало, что большинство молодых зрителей знают его лишь по роли Оби-Вана, а не по более серьезным проектам.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Но деньги умеют убеждать. Гиннесс отснял все свои сцены за один день: пришел в съемочный павильон в полдевятого утра и покинул его в час дня. За это он получил 0,25% от кассовых сборов картины. Несложно подсчитать, что только первый прокат «Империи» сделал его богаче примерно на миллион долларов. Неплохо для четырех с половиной часов работы! Вернулся и композитор Джон Уильямс. Ему предстояло создать одну из самых узнаваемых композиций в истории кинематографа — “Имперский марш”.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Сложность возникла только с Харрисоном Фордом. В отличие от Марка Хэмилла и Кэрри Фишер, его контракт предусматривал съемку не в двух, а лишь в одном продолжении, и актер вовсе не горел желанием возвращаться к роли Соло в последующих частях. Лукасу пришлось учесть это обстоятельство при создании сюжета. Именно поэтому в конце картины Хана Соло замораживают в карбоните.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

К слову, сценарий фильма предполагал, что в ответ на фразу Леи «Я люблю тебя» Хан отвечал: «Помни это, ибо я вернусь». Однако Форд, не уверенный, что вернется, предложил заменить это на лаконичное «Я знаю», которое к тому же куда лучше соответствовало характеру его героя.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Новыми приобретениями картины стали Билли Ди Уильямс и Фрэнк Оз. Уильямс исполнил роль харизматичного Лэндо Калриссиана. Оз же «сыграл» наставника джедаев Йоду.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Визуализация этого персонажа оказалась весьма непростой задачей. На дворе был конец 1970-х, технология CGI находилась в зачаточном состоянии, а до появления motion capture оставалось еще почти двадцать лет. Изначально создатели картины хотели использовать для роли Йоды… обезьяну! Идея заключалась в том, чтобы надеть на мартышку маску магистра джедаев, а затем озвучить отснятый материал во время пост-продакшена. Несколько лет назад в сети появилась фотография обезьяны в маске, сделанная во время подготовки к съемкам, — и нам остается лишь благодарить всевышнего, что из этой идеи ничего не вышло.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

После фиаско с обезьяной и отбраковки идей, подразумевающих использование детей и карликов, команда прибегла к более традиционному способу — сочетанию аниматроники и полноразмерной куклы. Куклу создал британский художник-стилист Стюарт Фриборн, а Фрэнк Оз управлял ее движениями и озвучивал ее. Лукас был так впечатлён проделанной им работой, что даже попытался пролоббировать кандидатуру Оза на номинацию лучшего актера второго плана — разумеется, безрезультатно. Даже сейчас американские киноакадемики не особо жалуют актерскую игру с использованием motion capture. Что уж говорить про 1980 год.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Как это часто бывает, не весь отснятый материал попал в итоговый фильм. Вырезанные из «Империи» сцены сейчас можно без труда найти в сети. Наиболее заметным изменением стал удаленный подсюжет с вампами, атакующими базу повстанцев.

Также картина лишилась большинства эпизодов, намекающих на любовный треугольник Люка, Леи и Хана: Лукас окончательно решил, что именно Лея окажется сестрой Люка, уже по ходу съемок.

Империя в опасности


Изначальный производственный бюджет «Империи» составлял 18 миллионов долларов (для сравнения, первые «Звёздные войны» были сняты за 11 миллионов). Лукас полагал, что этих средств ему с лихвой хватит, чтобы показать всё задуманное. Он ошибался.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Создание многих спецэффектов оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось. Особенно непростыми вышли сцены битвы на планете Хот и полет через пояс астероидов. Производственный бюджет картины начал расти как на дрожжах, быстро перевалив за отметку в 20 миллионов. Ситуацию усугубил пожар, возникший на площадке снимавшегося по соседству «Сияния». Огонь не только повредил ряд дорогостоящих декораций, но и привел к тому, что съемочной группе пришлось уступить часть павильонов Стэнли Кубрику, что замедлило темпы работ над проектом.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Лукас попытался компенсировать недостачу из собственного кармана, но это не помогло, и он начал брать дополнительные займы у банка. В один прекрасный момент прознавшие о производственных проблемах банкиры попросту отказались финансировать картину. Лукас уверял их, что сиквел самого кассового фильма в истории не может провалиться в прокате, клялся, что в любом случае выплатит долг, даже если на это уйдет вся его оставшаяся жизнь. Но банкиры были непреклонны: режиссёр должен был или найти надежного поручителя, или вернуть все деньги.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Лукасу пришлось наступить на горло собственной песне и отправиться на поклон в 20th Century Fox. К счастью, он все еще был в хороших отношениях с Аланом Лэддом-младшим. Глава студии пошел Лукасу навстречу, обеспечив ему необходимые финансовые гарантии. Взамен Лукас согласился увеличить долю Fox от кассовых сборов картины, а также дал студии эксклюзивные права на дистрибуцию будущих сиквелов. В итоге бюджет «Империи» составил 33 миллиона долларов, что сделало ее одной из самых дорогих картин своего времени. Но главное — Лукасу удалось сохранить все авторские права на персонажей «Звёздных войн».

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Гэри Курц и Джордж Лукас


Драма на съемочной площадке не прошла для режиссера незаметно. Серьезные производственные проблемы «Империи» положили конец его сотрудничеству с Гэри Курцем, который продюсировал предыдущие фильмы Лукаса и помог ему составить предварительный план сюжета третьего фильма. Дала трещину и личная жизнь. Брак Лукаса начал разваливаться, и через пару лет его супруга Марсия подала на развод.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Марсия Лукас — одна из тех, кто помог спасти оригинальные «Звёздные войны». Её предложения помогли улучшить сценарий; в частности, именно она посоветовала мужу убить Оби-Вана. После тест-просмотров черновой версии картины, результаты которых были катастрофическими, Лукас уволил монтажера Джона Джимпсона и собрал команду из трех человек, поручив им полностью перемонтировать фильм. В число спасателей вошла и его супруга. Ей досталась ключевая часть картины — битва за Явин и уничтожение Звезды смерти. За свои труды Марсия Лукас и ее коллеги были впоследствии отмечены премией “Оскар”.

Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]

Сделка с Fox тоже имела ряд важных последствий. Менеджмент студии остался крайне недоволен ее условиями: студийные чиновники посчитали, что Алан Лэдд был неоправданно щедр. По их мнению, вместо того чтобы спасать картину, ему следовало воспользоваться моментом и вынудить Лукаса отдать все права на «Звёздные войны». Вскоре они добились отставки Лэдда. С его уходом Лукас лишился важного соратника и передумал снимать «В поисках утраченного ковчега» с 20th Century Fox, в итоге отдав предпочтение студии Paramount.