Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]
Как Йода не стал обезьяной
Съемки картины начались 5 марта 1979 года. Вначале киноделы направились в Норвегию, которая исполнила роль ледяной планеты Хот. Там съемочная группа снова угодила в бурю, как и на съемках “Новой надежды”, — только в этот раз не песчаную, а снежную. После завершения натурных съемок киношники перебазировались в Англию на павильоны студии Elstree. Там было построено свыше шестидесяти декораций — почти в два раза больше, чем потребовалось для первой части.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399096526_9783caae-5d78-49b6-9121-e13fc91e8318.png?class=max)
В продолжение вернулись все основные актеры из оригинального фильма. Лукасу даже удалось уговорить Алека Гиннесса на камео. Не секрет, что еще во время съемок «Звёздных войн» актер был не в восторге от роли Оби-Вана Кеноби и в письмах друзьям называл кино не иначе как «сказочным мусором». После выхода фильма ситуация усугубилась — несмотря на то, что актер был номинирован на “Оскар”. Гиннесса очень раздражало, что большинство молодых зрителей знают его лишь по роли Оби-Вана, а не по более серьезным проектам.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399112277_b83cebc9-2f07-4cbc-92b8-e9156123a97e.png?class=max)
Но деньги умеют убеждать. Гиннесс отснял все свои сцены за один день: пришел в съемочный павильон в полдевятого утра и покинул его в час дня. За это он получил 0,25% от кассовых сборов картины. Несложно подсчитать, что только первый прокат «Империи» сделал его богаче примерно на миллион долларов. Неплохо для четырех с половиной часов работы! Вернулся и композитор Джон Уильямс. Ему предстояло создать одну из самых узнаваемых композиций в истории кинематографа — “Имперский марш”.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399126733_e3903c4a-9c79-4eae-bd54-f816423210d1.png?class=max)
Сложность возникла только с Харрисоном Фордом. В отличие от Марка Хэмилла и Кэрри Фишер, его контракт предусматривал съемку не в двух, а лишь в одном продолжении, и актер вовсе не горел желанием возвращаться к роли Соло в последующих частях. Лукасу пришлось учесть это обстоятельство при создании сюжета. Именно поэтому в конце картины Хана Соло замораживают в карбоните.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399142206_9c700c3f-1215-4f87-80a0-842f274ab211.png?class=max)
К слову, сценарий фильма предполагал, что в ответ на фразу Леи «Я люблю тебя» Хан отвечал: «Помни это, ибо я вернусь». Однако Форд, не уверенный, что вернется, предложил заменить это на лаконичное «Я знаю», которое к тому же куда лучше соответствовало характеру его героя.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399158956_2b36063a-cd3b-4774-8904-4084d3135f90.png?class=max)
Новыми приобретениями картины стали Билли Ди Уильямс и Фрэнк Оз. Уильямс исполнил роль харизматичного Лэндо Калриссиана. Оз же «сыграл» наставника джедаев Йоду.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399176663_b3521402-0fac-4798-a8f9-9497da266e33.png?class=max)
Визуализация этого персонажа оказалась весьма непростой задачей. На дворе был конец 1970-х, технология CGI находилась в зачаточном состоянии, а до появления motion capture оставалось еще почти двадцать лет. Изначально создатели картины хотели использовать для роли Йоды… обезьяну! Идея заключалась в том, чтобы надеть на мартышку маску магистра джедаев, а затем озвучить отснятый материал во время пост-продакшена. Несколько лет назад в сети появилась фотография обезьяны в маске, сделанная во время подготовки к съемкам, — и нам остается лишь благодарить всевышнего, что из этой идеи ничего не вышло.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399196529_29c563f6-1f2f-4262-a22a-19517b1d56be.png?class=max)
После фиаско с обезьяной и отбраковки идей, подразумевающих использование детей и карликов, команда прибегла к более традиционному способу — сочетанию аниматроники и полноразмерной куклы. Куклу создал британский художник-стилист Стюарт Фриборн, а Фрэнк Оз управлял ее движениями и озвучивал ее. Лукас был так впечатлён проделанной им работой, что даже попытался пролоббировать кандидатуру Оза на номинацию лучшего актера второго плана — разумеется, безрезультатно. Даже сейчас американские киноакадемики не особо жалуют актерскую игру с использованием motion capture. Что уж говорить про 1980 год.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399211477_d3bc0696-e851-4c3d-a067-f1e39b88e3be.png?class=max)
Как это часто бывает, не весь отснятый материал попал в итоговый фильм. Вырезанные из «Империи» сцены сейчас можно без труда найти в сети. Наиболее заметным изменением стал удаленный подсюжет с вампами, атакующими базу повстанцев.

Также картина лишилась большинства эпизодов, намекающих на любовный треугольник Люка, Леи и Хана: Лукас окончательно решил, что именно Лея окажется сестрой Люка, уже по ходу съемок.
Империя в опасности
Изначальный производственный бюджет «Империи» составлял 18 миллионов долларов (для сравнения, первые «Звёздные войны» были сняты за 11 миллионов). Лукас полагал, что этих средств ему с лихвой хватит, чтобы показать всё задуманное. Он ошибался.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399228041_523ccd19-b83e-4e08-8394-7d0b3e5e3a4c.png?class=max)
Создание многих спецэффектов оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось. Особенно непростыми вышли сцены битвы на планете Хот и полет через пояс астероидов. Производственный бюджет картины начал расти как на дрожжах, быстро перевалив за отметку в 20 миллионов. Ситуацию усугубил пожар, возникший на площадке снимавшегося по соседству «Сияния». Огонь не только повредил ряд дорогостоящих декораций, но и привел к тому, что съемочной группе пришлось уступить часть павильонов Стэнли Кубрику, что замедлило темпы работ над проектом.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/1746239925073_6bac3435-9ce8-40b8-8878-c34f81466c22.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399265507_405a33b9-b559-4b1b-a986-9b6a7f66991b.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399282621_99af1950-d028-48f8-aaf6-d2cff9d32506.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399298785_ec6c8d26-fca4-4cbc-bca2-bee78f4e06df.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399318367_dfe89074-0fe5-4821-a051-f11a2d953aae.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399336794_e641aa6d-716f-4d76-ba68-b28f8d4a2334.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399355126_90b67838-4c77-4ddd-9b36-d2fd27fc69ae.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399369785_89023899-ef77-4769-b168-c93160d5a168.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399385602_23f6160b-eb32-47b1-928f-edb31e3e9599.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399402413_cdd50dc0-e69f-487c-a3a7-257a8cb68e84.png?class=max)
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/1746239941846_879f37ac-c81b-4492-bd5b-ffde1835e3e5.png?class=max)
Лукас попытался компенсировать недостачу из собственного кармана, но это не помогло, и он начал брать дополнительные займы у банка. В один прекрасный момент прознавшие о производственных проблемах банкиры попросту отказались финансировать картину. Лукас уверял их, что сиквел самого кассового фильма в истории не может провалиться в прокате, клялся, что в любом случае выплатит долг, даже если на это уйдет вся его оставшаяся жизнь. Но банкиры были непреклонны: режиссёр должен был или найти надежного поручителя, или вернуть все деньги.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399433412_11a01fd7-f4e3-4696-8913-97d1dc469aba.png?class=max)
Лукасу пришлось наступить на горло собственной песне и отправиться на поклон в 20th Century Fox. К счастью, он все еще был в хороших отношениях с Аланом Лэддом-младшим. Глава студии пошел Лукасу навстречу, обеспечив ему необходимые финансовые гарантии. Взамен Лукас согласился увеличить долю Fox от кассовых сборов картины, а также дал студии эксклюзивные права на дистрибуцию будущих сиквелов. В итоге бюджет «Империи» составил 33 миллиона долларов, что сделало ее одной из самых дорогих картин своего времени. Но главное — Лукасу удалось сохранить все авторские права на персонажей «Звёздных войн».
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399449526_e3f7a3e0-f3ea-4c59-9493-92c8293c8eff.png?class=max)
Гэри Курц и Джордж Лукас
Драма на съемочной площадке не прошла для режиссера незаметно. Серьезные производственные проблемы «Империи» положили конец его сотрудничеству с Гэри Курцем, который продюсировал предыдущие фильмы Лукаса и помог ему составить предварительный план сюжета третьего фильма. Дала трещину и личная жизнь. Брак Лукаса начал разваливаться, и через пару лет его супруга Марсия подала на развод.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399465159_c051ecaa-6d88-40da-b5d0-bd5d64866cfa.png?class=max)
Марсия Лукас — одна из тех, кто помог спасти оригинальные «Звёздные войны». Её предложения помогли улучшить сценарий; в частности, именно она посоветовала мужу убить Оби-Вана. После тест-просмотров черновой версии картины, результаты которых были катастрофическими, Лукас уволил монтажера Джона Джимпсона и собрал команду из трех человек, поручив им полностью перемонтировать фильм. В число спасателей вошла и его супруга. Ей досталась ключевая часть картины — битва за Явин и уничтожение Звезды смерти. За свои труды Марсия Лукас и ее коллеги были впоследствии отмечены премией “Оскар”.
![Через тернии к звездам. Как создавалась «Империя наносит ответный удар» [2/3]](https://img3.vombat.su/images/post/big/03/05/2025/17462399479671_ec11b306-9b81-4bc9-904a-21416f1e5d6f.png?class=max)
Сделка с Fox тоже имела ряд важных последствий. Менеджмент студии остался крайне недоволен ее условиями: студийные чиновники посчитали, что Алан Лэдд был неоправданно щедр. По их мнению, вместо того чтобы спасать картину, ему следовало воспользоваться моментом и вынудить Лукаса отдать все права на «Звёздные войны». Вскоре они добились отставки Лэдда. С его уходом Лукас лишился важного соратника и передумал снимать «В поисках утраченного ковчега» с 20th Century Fox, в итоге отдав предпочтение студии Paramount.
Комментарии