Отчет Аэрофлота за I полугодие 2024 года: неужели на взлёт?

Аэрофлот довольно бодро отчитался за 1 полугодие 2024 года, более того – компания заявила, что возможна выплата дивидендов в 2025 году. На этом фоне акции, естественно, довольно хорошо растут (отмечу, что до середины летом Аэрофлот вообще неистово рос, несмотря на общее упадническое настроение на рынке). Но давайте посмотрим в глубину отчёта и поймём, будут ли дивиденды.

Выручка выросла весьма существенно: за 1 полугодие 2024 года Аэрофлот заработал на 49,6% больше, чем за 1 полугодие прошлого года – 377,2 млрд рублей.

Источник: ФинансМаркер. Динамика выручки Аэрофлота
Источник: ФинансМаркер. Динамика выручки Аэрофлота

Такой результат был достигнут благодаря следующим факторам:

1) существенно увеличился пассажиропоток – на 21,4% г/г до 25,4 млн человек (на внутренних и международных линиях- вместе), а также выросла заполняемость мест – на 2,6 п.п. до 88,3% (Аэрофлот уже не летает порожняком);
2) вырос объём грузоперевозок – на 30% (ну, переориентация логистики – кто-то на этом теряет, а кто-то зарабатывает);
3) произошла тарификация стоимости билетов – цены на внутренних рейсах выросли на 23% г/г, на международных – на 4,9% г/г.

Таким образом, всё сложилось один к одному: рост объёмов «продукции» (т.е. объём перевозок) и увеличение стоимости на них. В результате и выручка, и ебитда сделали скачок.

EBITDA, кстати, подросла аж на 90,2% г/г до 125,9 млрд рублей.

Источник: ФинансМаркер. Динамика EBITDA Аэрофлота
Источник: ФинансМаркер. Динамика EBITDA Аэрофлота

Также впервые за долгое время Аэрофлот показал чистую прибыль – она составила 42,3 млрд рублей против 102 млрд рублей убытка годом ранее. Что интересно – основная часть прибыли (41,2 млрд рублей) было получено в 2 квартале 2024 года.

Источник: ФинансМаркер. Динамика чистой прибыли Аэрофлота
Источник: ФинансМаркер. Динамика чистой прибыли Аэрофлота

Однако не стоит спешить ликовать. Если разобраться в структуре прибыли и скорректировать её на бумажные прибыли и помощь от государства, то окажется, что Аэрофлот по-прежнему в минусе:

1) 10,9 млрд рублей – курсовые разницы
2) 16,1 млрд рублей – эффект от страхового урегулирования (переоценка страховых полисов, иначе говоря)
3) 28,8 млрд рублей – возвраты от акциза за авиатопливо и демпфер

Т.е., иначе говоря, 68% прибыли – это помощь государства (28,8 млрд), а курсовые разницы и переоценка полисов – это просто разовые прибыли, которые в других условиях могут уйти в минус.

Таким образом, на самом деле финансовое положение Аэрофлота пока не слишком хорошо.

И на операционном уровне всё сложно: так, операционная прибыль компании составила 69,18 млрд рублей по итогам полугодия, но 50,1 млрд рублей из этого – это «прочие операционные доходы», куда как раз входят бумажные статьи доходов и демпферные выплаты, а также прямые субсидии государства.

Источник: ФинансМаркер. Динамика операционной прибыли Аэрофлота
Источник: ФинансМаркер. Динамика операционной прибыли Аэрофлота

Иными словами, я бы не слишком сильно обольщался положительными цифрами: на самом деле Аэрофлот очень хорошо «упаковал» свои проблемы и показал их в отчётности с правильной стороны.

Нет, я, конечно, не отрицаю, что положительные сдвиги есть: компания раньше, несмотря на все бухгалтерские упражнения, оставалась убыточной, а сейчас вышла в плюс. Также меня радует рост FCF – он вырос на 28,7% г/г до 78,5 млрд рублей, несмотря на рост капексов аж на 451,2% до 56,4 млрд рублей (компания снова начала вкладывать деньги в обновление аэропарка и обновление инфраструктуры).

Аэрофлот начал погашать долги: их количество снизилось с 104,4 до 78,7 млрд рублей, как и лизинговые обязательства: они снизились с 642,9 до 605,7 млрд рублей. В условиях растущей ставки это важно.

Источник: ФинансМаркер. Динамика общего долга Аэрофлота
Источник: ФинансМаркер. Динамика общего долга Аэрофлота

Однако показатель чистый долг / EBITDA по-прежнему великоват: 2,4, несмотря на снижение долгов и сильный рост EBITDA. Но уже не в космосе – и на том спасибо.

Теперь главный вопрос: а будут ли дивиденды?

Если считать по нижней границе (25% ЧП по МСФО), то дивиденды составят 2,65 рублей на акцию, если по верхней (50% ЧП по МСФО) – то 5,3. При текущих котировках это 5,5% и 11% дивдоходности. И это за полгода! В целом – смотрится вкусно, если бы не пара но.

Во-первых, я не уверен, что 2 полугодие окажется таким же. Да, исторически у Аэрофлота 2 полугодие бывает посильнее – поэтому мы можем увидеть сопоставимые цифры по выручке и ебитде, а вот прибыль будет такой, как её посчитают (будет зависеть от разовых эффектов и помощи государства), и мы её спрогнозировать не сможем.

Во-вторых, у компании отрицательный капитал – возможно, прибыль пойдёт на его «затыкание».

В-третьих, государство может забрать прибыль налогом. Ну, или сократить свои расходы, отменив ряд выплат – для Аэрофлота это будет убыток, но государство запишет себе это в плюс (не потратил = сэкономил).

Ну и в-четвёртых, расходы растут быстрее доходов, поэтому компания может даже при росте выручки оказаться убыточной на операционном уровне.

Т.е. факторов риска, как видите, хватает. Стоит ли байтиться под эту идею – сомневаюсь. На горизонте есть более интересные и прозрачные истории. Однако можно прокатиться на ожидании дивидендов – как на Сургуте в прошлом году.

А вы что думаете об Аэрофлоте? Выплатит дивиденды или нет? Напишите в комментариях, и не забудьте подписаться на канал!

P.S. Друзья, я веду свой блог на разных площадках. Ссылка на телеграм канал и сайт есть в шапке профиля.

Повторю их для Вашего удобства:

Моя телега здесь

Сайт здесь

Дзен здесь