Как наши предки Эрос с Танатосом сочетали
Намана сочетали, им норм. А на Вомбате этот пост появится раньше, чем где-либо ещё.
Давайте с начала начнём, потом и поймём, откуда вообще взялись эротические игры при покойнике.
Покойник находится на границе “того” и “этого” света. Смерть – это штука, которая меняет не только статус самого покойника, но и статус всех, кто с ним связан.
Терминология смерти в народной культуре часто табуирована и “вторична” по этой самой причине. Также в эвфимизмах отражаются связанные представления (например, о вечном сне, о встрече с предками, о движении вниз или вверх), в нашем с вами случае важно, что смерть и брак являются в народных представлениях взаимосвязанными. Знаете же, что невеста ритуально умирает? Но это тема для другой статьи.

Смерть бывает “хорошей” и “плохой”, как и многие явления в народной культуре. Амбивалентность – наше всё. Несмотря на то, что обычно смерти как явления не боялись и готовились к ней заранее, не то чтобы все спешили умирать, а потому существовало множество обрядов и ритуалов для защиты от смерти. Смерть в принципе является “переломным моментом” в течении (здесь “и”, всё верно) жизни, она истончает границу между мирами, что не есть хорошо. Множество запретов соблюдалось именно в процессе конкретного похоронного обряда. Они были нужны и для того, чтобы обеспечить самому покойнику правильный переход, и для того, чтобы защитить живых, привести в норму течение жизни, которое нарушено смертью.
И тут мы и приходим от Танатоса к Эросу.
Обычай бдения при покойнике знают все славянские народы. При мертвеце нельзя спать и нельзя оставлять его одного. Например, в Заонежье было принято рассказывать сказки на этих бдениях, в том числе так называемые “заветные” (по факту - похабные). В западно-украинском ареале хорошо описаны и собственно эротические игры во время этого бдения. Смысл тут довольно простой – не дать смерти распространиться повсюду, восстановить нормальный порядок, они носят продуцирующий характер.

Члены семьи покойника обычно в этих играх не участвуют, но не препятствуют. В таких играх актуализируется семантика “пробуждения”, мертвеца дёргают, делают вид, будто он встаёт и т.д.
Собственно эротические игры имеют несколько вариантов; наиболее распространён вариант с дедом и бабой, в которых рядятся парни. Дед и баба входят в комнату к остальным играющим, просят разрешения торговать, их запускают, когда дед предъявляет бумагу (на которой пишут непристойности), дед и баба пляшут, затем падают на пол и имитируют половой акт. Затем они торгуют “тёлочек и бычков”: девушки должны поцеловать деда, парни – бабу. И девушек и парней дед с бабой мажут сажей.
Существует несколько других вариантов, которые сводятся к тому, что играющие должны поцеловать либо ряженых, либо имитацию фаллоса у “деда”, либо играющие должны перецеловать друг друга, а дед с бабой так или иначе имитируют половой акт.
Как я писала выше, всё это имело своей целью восстановить нормальный ход вещей и не дать смерти закрепиться в этом доме.
А на свадьбах играли в покойника. Короче, make love not war – самый народный лозунг.
Почитать:
https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-narodnoy-igry-kak-neotemlemogo-elementa-prazdnichnyh-obryadov
https://cyberleninka.ru/article/n/svadebnaya-igra-v-pokoynika-v-prazdnichno-obryadovom-prostranstve-russkogo-sela
https://www.ruthenia.ru/folklore/luriem44.pdf
https://eo.iea.ras.ru/wp-content/uploads/1998/04/eoarchive_1998_4_070_lyubimova.pdf
Словарь “Славянские древности”.
Комментарии