Что такое психотерапия
Мой перевод статьи из энциклопедии Британика (на мой взгляд, великолепная статья), а также внизу бонус о том кто такой психотерапевт в мире и в России.
Психотерапия - любая форма лечения психологических, эмоциональных или поведенческих расстройств, при которой специально обученный человек устанавливает особые отношения с пациентом или группой с целью изменения или устранения существующих симптомов и содействия развитию личности.
Психотропные препараты могут использоваться в качестве дополнения к лечению, но исцеляющее влияние в психотерапии осуществляется в первую очередь словами и действиями терапевта и реакцией пациента на них. Эти слова и действия терапевта предназначены для создания безопасных, интимных и эмоционально значимых отношений для открытого обсуждения и решения проблем пациента.
Индивидуальные и групповые психотерапевтические методы используются для лечения многих форм психологического страдания, при которых симптомы могут быть эмоциональными, когнитивными, поведенческими и физическими. К этим формам относятся расстройства поведения детей и взрослых; эмоциональные реакции на обычный стресс, трудности или жизненные кризисы; психотические расстройства (характеризующиеся расстройствами мышления и поведения, обычно настолько серьезными, что требуют госпитализации); невротические расстройства, такие как тревога и депрессия (хронические расстройства личностного функционирования, часто сопровождающиеся телесными симптомами эмоционального напряжения); зависимости; психосоматические расстройства (при которых физические симптомы вызываются или усугубляются эмоциональными компонентами); и расстройства личности (включая глубоко укоренившееся неадаптивное функционирование). Психотерапевтические принципы также подчеркиваются в реабилитационных программах для умственно отсталых и хронически больных людей.
Ранние способы лечения психических заболеваний основывались либо на религиозно-магическом, либо на натуралистическом взгляде на болезнь. Первые, возникшие до летописной истории, рассматривали определенные формы личных страданий или отчуждений от своих собратьев как вызванные злым духом, который вселился в страдальца. Лечение основывалось на участии в соответствующих обрядах под руководством жреца-врача, знахаря или шамана.
Напротив, натуралистическая традиция рассматривала психические заболевания как явление, которое можно было бы изучать и лечить с научной точки зрения. Лечение состояло из мер по улучшению телесного благополучия и психического спокойствия. Психотерапия негоспитализированных пациентов в натуралистической традиции не отличалась от обычной медицинской практики до второй половины XIX века. Однако в конце 18 века драматическая демонстрация австрийского врача Франца Антона Месмера показала, что многие симптомы можно заставить исчезнуть, введя пациента в транс. Месмеризм был предшественником гипноза, широко используемого психотерапевтического метода (см. гипноз), который возник в результате исследований Жана-Мартена Шарко. (См. также Пьер Жане.) Используя гипноз, Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд вместе сделали эпохальные наблюдения о связи эмоциональных, разрушительных переживаний в детстве с более поздними психическими заболеваниями. Из этих открытий выросли теория и практика первого современного «лечения разговором», психоанализа, который со своими многочисленными модификациями повлиял на последующее развитие психотерапии.
Те современные психотерапевтические методы, которые направлены непосредственно на лечение пациентов включают эмоциональную поддержку, исследование проблемы, интерпретацию, обратную связь и обучение психосоциальным навыкам.
Поведенческая терапия направлена на исправление конкретных патологических эмоциональных состояний или моделей поведения с помощью соответствующей профилактики. Они основаны главным образом на теории условных рефлексов физиолога Ивана П. Павлова, теории оперантного обусловливания психолога Б. Ф. Скиннера и особенно на теории социального научения психолога Альберта Бандуры.
Гуманистическая, психоаналитическая, когнитивная и межличностная терапия способствует общему личностному росту и навыкам решения проблем, помогая людям понять свои чувства и поведение. Чтобы облегчить это развитие, психотерапевты пытаются создать терапевтическую ситуацию, которая позволит пациентам выражать себя с полной свободой, в то время как терапевт поддерживает постоянный, непредвзятый интерес.
Этот подход предназначен для того, чтобы помочь пациентам обнаружить те аспекты своей личности, которые были вытеснены из сознания. Это также заставляет человека экспериментировать с более адаптивными способами мышления и поведения.
В психотерапии считается, что эмпатии, теплоты и последовательного «безусловного положительного отношения» терапевта к пациенту достаточно, чтобы произошли важные изменения. Терапия в психоаналитической традиции использует несколько иной подход: делая такой же акцент на важности терапевтических отношений, психоаналитическая терапия также сосредотачивается на анализе чувств как на средстве помощи пациентам понять эмоции, которые они испытывают. Терапии различаются по своим концепциям и относительному акценту на различных симптомах, действиях, переживаниях или чувствах пациента.
Традиционный психоанализ делает акцент на использовании снов как кратчайшего пути к бессознательному опыту пациента. Этот подход также уделяет большое внимание тому, чтобы помочь пациенту заново открыть для себя, заново пережить и «проработать» любые травмирующие эмоциональные переживания раннего периода жизни, которые, как считается, способствуют трудностям в последующие годы. Последующие модификации психоанализа уделяли больше внимания анализу текущих проблем пациента, в то время как другие акцентировали внимание на том, чтобы помочь пациенту обрести лучшую философию жизни. Все школы согласны с тем, что длительные отношения с терапевтом могут вызвать у пациента чувства по отношению к терапевту, напоминающие те, которые беспокоят отношения пациента с другими людьми. Поскольку и терапевт, и пациент могут наблюдать эти реакции переноса, как назвал их Фрейд, исследование их неадекватности считается мощным средством их разрешения.
Когнитивная терапия фокусируется почти исключительно на дезадаптивных способах мышления, лежащих в основе симптоматики пациента. Когнитивный подход, известный как рационально-эмоциональная поведенческая терапия, разработанный американским психологом Альбертом Эллисом, направлен на то, чтобы помочь пациенту преодолеть иррациональные убеждения и нереалистичные ожидания. В когнитивном подходе Эллиса пациентов учат устранять пагубные мысли, сосредотачиваясь на тех, которые приносят пользу и принимают себя.
Межличностные виды терапии опираются на более широкий контекст, в том смысле, что помогают пациентам рассматривать свои симптомы с точки зрения их социальных и коммуникативных последствий. Успешные межличностные подходы предназначены для замены «симптоматических» межличностных стилей более адаптивными.
В групповой психотерапии терапевт работает с небольшим числом пациентов (часто не более 5–10), чтобы помочь решить индивидуальные проблемы. Хотя терапевт может оказывать прямое влияние на пациентов, используя многие методы индивидуальной психотерапии, основная роль терапевта гораздо менее прямая в условиях групповой терапии. Самое главное, терапевт должен создать среду, в которой участники могут открыто и уверенно взаимодействовать друг с другом, свободно раскрывая проблемный опыт и обмениваясь отзывами. Таким образом, средством лечения является само групповое взаимодействие, а не вмешательство терапевта. Важна сплоченность группы. Другие важные факторы, способствующие эффективности групповой психотерапии, включают взаимную эмоциональную поддержку, межличностное обучение посредством конфронтации и обратной связи, безопасный климат для экспериментов с новым поведением и осознание того, что человек не одинок в своих трудностях. Хотя групповая терапия используется для лечения широкого круга психологических проблем, она особенно распространена при лечении зависимостей и проблем, характеризующихся дефицитом социальных навыков.
Группы выздоровления, такие как Анонимные Алкоголики, разделяют некоторые терапевтические черты групповой психотерапии, но отличаются от нее тем, что в них отсутствует терапевт.
Нет убедительных доказательств того, что результаты одной формы лечения лучше, чем любой другой. Несмотря на различия в акцентах, большинство школ психотерапии имеют много общего в своих методах концептуализации проблем и в терапевтических факторах, которые они предоставляют пациенту. Например, большинство школ подчеркивают важность терапевтических отношений, интенсивного анализа проблемных ситуаций и полезных изменений в мыслях и поведении пациента.
Шансы на успешное лечение в целом соответствуют степени вовлеченности пациента в лечебный процесс. На это влияет не только интенсивность страдания пациента, но и уровень доверия пациента к терапевту и методу лечения. Вера пациента в то, что ему помогут усиливаются благодаря способности терапевта убедить в том, что терапевт его хорошо понимает и предан вопросу его благополучию. Личные качества терапевта считаются важными для развития успешных терапевтических отношений.
Charles D. Claiborn – энциклопедия Britannica.
Бонус.
Регулярно становятся популярны посты, где рассказывается в чём отличие психиатра от психолога от психотерапевта. На самом деле, это неправильный вопрос. Правильный – в чём отличие психотерапевта от психиатра (один не использует таблетки, второй использует). Смысл в том, что за границей психотерапевтом называется любой человек, проводящий психотерапию. В разных странах есть разные ограничения на то, кто может проводить психотерапию. Например, в США, пойти учиться на психотерапевта могут только психологи, врачи и соц работники. Во Франции нет регулирующего это специального закона и каждое профессиональное общество ставит свои собственные неформальные ограничения. В России слово «психотерапевт», постановлением Минздрава относится к врачам (но прецедентов не было, поэтому неясно насколько эта постановление правоприменимо). При этом не-врачи могут психотерапию как-то по-другому назвать и спокойно оказывать ту же самую услугу (формально она попадает под сферу оказания услуг). Ещё с СССР у психологов есть абсолютный синоним слова психотерапия – «психокоррекция». Но это звучит неблагозвучно, поэтому, никто в инстаграмме не рекламируется в духе: "приходите ко мне на психокоррекцию депрессии". Услуги по психокоррекции позиционируются как психологические консультации, приём психолога и разные другие варианты. При этом, это может по факту являться психотерапией, а может ей и не являться. Ведь психотерапия - это всегда комплексный, регулярный и тяжёлый процесс. Разрозненные, не выстроенные в систему психологические консультации не являются психотерапией. Поэтому, нужно ориентироваться не на название, а по существу того, что происходит.
Комментарии