В этот день, день Конституции, предлагаем вам, уважаемые читатели, вспомнить о первой Конституции, принятой в 1905 году.

Но для начала предлагаю рассмотреть условия, в которых жила страна в то время. О большинство русских подданных были веками лишены элементарных гражданских прав, не говоря о возможности участия в управлении государством. Никаких кардинальных изменений власть не предполагала еще 12 декабря 1904 г., о чем свидетельствует охранительное содержание принятого в этот день Именного высочайшего Указа Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», обещавшего исполнение заветов Венценосных Предков и «непременное сохранение незыблемости Основных Законов Империи»

1906 год вообще выдался драматичным: в ряде регионов царил голод, рабочие в попытках отстоять свои права устаивали стачки (не путать с массовыми беспорядками! Рабочие просто отказывались исполнять свои трудовые обязанности), восстания в войсках и ответное военно-полицейское насилие, жертвы.

Еще в 1902 г. Л. Н. Толстой в своем письме императору Николаю II писал:

треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских — явных и тайных — всё увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политическими, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-х годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся всё жёсточе и жёсточе и чаще. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа.

Всё это требовало политической разрядки и, хотя бы какой-то маскировки под переход государства на более либеральные рельсы. С этой целью 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, в котором обещалось введение элементов конституционализма. В своём письме матери Николай писал, что этот «ужасный» документ – в сущности и есть Конституция.

Но о реальной смене политических воззрений речи не шло - Николай находился под сильнейшим влиянием своей крайне непопулярной в обществе супруги, которая, по мнению многих ее современников, в свою очередь, манипулировалась «темными силами». Например, П. Н. Милюков в своей известной речи в Государственной Думе вполне одобряемо заявил, что: «Россией правит пышно титулованная истеричка».

Николай II оставался консерватором и даже в новом документе - «Высочайше утверждённые Основные государственные законы Российской империи», который государь написал единолично, это было видно. Император по-прежнему единолично управляет страной, у него по-прежнему есть подданные со своими обязанностями, Дума является совещательным органом, и император может блокировать её решения и распускать по своему желанию. Да и в Думу может попасть не каждый – представителей рабочих и крестьян в ней нет.

Не изменилось ничего и в плане идеологии – христианство православного толка по-прежнему является господствующей религией и монарху надлежит защищать в первую очередь православную веру. О мусульманах, буддистах и прочих верующих речи не идёт.

Было бы неверно считать Манифест и Основные Законы сплошным лицемерием. Основные законы гарантировали человеку право на жильё, право свободного передвижения по стране и за границу, свобода веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом» и др.

Увы, эти нормативные акты не стали прочной основой для честного и справедливого функционирования всей государственной машины, так как провести все необходимые изменения без разрушения Империи было уже невозможно.

Какой она была, первая Российская Конституция?